Фарфоровые пупсы, статуэтка с мандолиной и румяная куколка: во что играли москвичи в XIX веке

Фонд Музея Москвы в ближайшее время пополнит оригинальная коллекция фарфоровых предметов. Это пять крупных фрагментов уникальных игрушек, которые принадлежали юным москвичам два века назад. Археологи нашли их при проведении строительных работ в 4-м Крутицком переулке. Среди артефактов — голова куколки с аккуратной прической и румянцем на щеках, статуэтка девушки с мандолиной, два пупсика-голыша. Все они уже отреставрированы.

«В 4-м Крутицком переулке археологи нашли всего около 300 артефактов, которые относятся к XVII-XIX векам. В коллекции особо выделяются фарфоровые детские игрушки, датированные позапрошлым столетием. Их крупные фрагменты чудом сохранились, ведь фарфор достаточно хрупкий материал. На уцелевших элементах заметны потертости и сколы. Это говорит о том, что два века назад предметы не стояли на полках в качестве украшения, а юные москвичи с ними часто играли», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

У двух пупсов-голышей сохранились только туловища с ручками и ножками. Изначально это были небольшие игрушки длиной всего пять сантиметров. Они пользовались большой популярностью у детей во второй половине XIX века. Мамы и няни разрешали играть с такими пупсами во время купания, чтобы дети не заскучали. Археологи не располагают точными данными, где изготовили найденные фигурки. Возможно, они были сделаны в деревне Турыгино, расположенной в Московской области. Здесь подобных кукол производили на фарфоровом заводе в XIX и в начале XX века.

Пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы

Другая находка, которую специалисты относят к детским игрушкам, представляет собой фрагмент декоративной фарфоровой статуэтки-девушки, держащей в руках мандолину. Примечательно, что у фигурки части тела имеют расплывчатые формы. Археологи связывают это с тем, что при создании статуэтки использовали недостаточно качественную форму для отливки. Такой способ производства указывает на серийный выпуск игрушки большими партиями. Однако пока не установлено, в какой стране и на каком предприятии была изготовлена фарфоровая статуэтка.

Пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы

Еще один любопытный артефакт — это деталь фарфоровой куклы, к которой крепились голова и туловище. Считается, что самые первые игрушки из фарфора начали создавать во Франции в XVIII веке. В то время они стоили довольно дорого. Такую вещь могли позволить себе только богатые семьи. В XIX веке кукол стали производить массово на заводах. Это отразилось на их стоимости. Игрушки стали дешевле и доступнее для многих покупателей. Чаще всего из фарфора делали только головы, а туловища изготавливали из разных материалов, например из ткани или кожи. Для набивки использовали солому, древесную стружку, опилки.

Пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы

В России в XIX веке фарфоровые игрушки нередко создавали кустарным способом — в небольших количествах и вручную. При этом существовали и крупные предприятия, специализировавшиеся на изготовлении кукол из фарфора. Одним из наиболее значимых производств того времени считается фабрика «Журавлевъ и Кочешковъ» в Москве. В некоторых источниках ее еще называют кукольным императорским заводом. Также большая артель работала в подмосковном Хотькове. Там создавали фарфоровые головы и отправляли в Европу. Кроме того, в Российской империи в польском городе Калиш действовала знаменитая кукольная фабрика Адама Шраера и Якоба Фингергута. Куклы, выпущенные российскими фабрикантами в XIX — начале XX века, славились своей красотой, изящностью и долговечностью.

Пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы

Московский 4-й Крутицкий переулок получил название от находившегося поблизости Крутицкого подворья архиереев Сарских и Подонских. Оно образовалось в конце XIII века, а со второй половины XV столетия стало постоянной резиденцией владык. В 1571 году, после набега крымского хана Девлет-Гирея на Москву, монастырь был разорен. Постепенно он восстанавливался в правление царей Федора Ивановича и Михаила Федоровича. Епархию упразднили в 1764 году.

Название подворья восходит к урочищу Крутицы — местности на высоком и крутом берегу Москвы-реки. Эти земли относились к пригородным до строительства вокруг Москвы таможенной границы — Камер-Коллежского вала в 1720-1740-е годы. После этого они попали в границу города. До 1917 года территория 4-го Крутицкого переулка застраивалась частными домами. Здесь проживали горожане со скромным достатком. Они не могли себе позволить предметы из дорогого фарфора. Однако москвичи старались радовать своих детей игрушками.

Пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы

За последние 13 лет археологи обнаружили 100 тысяч артефактов. Каждый из старинных предметов отражает частичку истории города, рассказывает о жизни, а также традициях целых поколений москвичей.

Коллекции, найденные на одной улице, нередко насчитывают сотни артефактов. Так, около 600 исторических предметов быта XV-XVIII веков нашли во время археологических работ на Тверской улице в 2022–2023 годах.

Чернолощеная миска и серебряные монеты: коллекцию найденных на Тверской улице артефактов передадут в музейный фонд

Сохранение находок — важная часть работы археологов. Процесс делится на два этапа: камеральную обработку, во время которой удаляется грунт, и реставрацию. В зависимости от сложности находки и ее состояния реставрация занимает от недели до нескольких лет. Сейчас почти 300 артефактов находится в мастерских археологов на камеральной обработке, в прошлом году около двух тысяч было отреставрировано.

Любые археологические работы и исследования на территории Москвы проводятся под контролем столичного Департамента культурного наследия.

Блоги

Здравоохранение

Инфраструктура

Криминал

Москва

Новости

Недвижимость

Образование

Передовица

Погода

Происшествия

Россия

Фото

Экономика

Транспорт

Спорт