Поэт и его город. Идем на выставку «Пушкинская Москва»
В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка, посвященная Москве пушкинского времени. Город всегда значил для Александра Сергеевича очень много: здесь он родился и провел первые годы жизни, познакомился с Натальей Гончаровой и женился на ней, впервые представил публике некоторые свои знаковые произведения и, разумеется, регулярно блистал на многочисленных светских приемах и любовался архитектурой. Если сложить все годы, месяцы, недели и дни, проведенные в разные периоды в Москве, получится 14 полных лет. Большего количества времени поэт за свою жизнь не провел больше нигде.
Москва его детства
Большая деревня с барскими домами — так о Москве говорили ее жители в самом конце XVIII века, когда Александр Пушкин только появился на свет. Застройка была довольно хаотичной, новые здания мало соответствовали архитектурному окружению. Но попытки упорядочить строительство все-таки были. Например, зодчий Матвей Казаков взялся реорганизовать центр города в едином классическом стиле. Такой Москву отобразил на своих полотнах художник Федор Алексеев — некоторые из его работ представлены на выставке.
Дом, в котором родился Пушкин, принадлежал коллежскому регистратору Ивану Скворцову и находился у Госпитального моста. Крестили будущего поэта в Елоховской церкви. О том дне напоминает очень милый экспонат — крестильная рубашечка маленького Саши. По одной из версий, ее сохранила няня Арина Родионовна, которая позже передала вещь старшей сестре поэта Ольге.
Пушкины неоднократно переезжали — большинство домов, в которых они жили, до сегодняшнего дня не сохранились. Одно из мест их жительства — так называемый средний желтый дом (или в других источниках средний желтый флигель) усадьбы князя Николая Юсупова в Большом Харитоньевском переулке. То, что он стоит до сих пор, — счастливое исключение. Напротив дома раскинулся сад, где маленький Пушкин подолгу гулял с няней, любуясь прудом, фонтаном, мраморными статуями и вековыми деревьями. А под дубом «жил» механический кот, которого Юсупов привез из-за границы: скорее всего, именно этот образ нашел отражение в первых строках поэмы «Руслан и Людмила».
«Замечательная прочность и красивость». Изучаем историю дворца князей Юсуповых
Пушкину пришлось рано уехать из родного города после поступления в Царскосельский лицей. Находясь вдали от Москвы, он очень по ней скучал. Главные ее достопримечательности выглядели в начале XIX века совсем не так, как сейчас. Например, прямо на Красной площади располагались торговые ряды, а стены Кремля украшали висячие сады на свинцовых поддонах.
Во времена Пушкина Москву было трудно назвать удобным для жизни городом, особенно по нынешним меркам. О том, что такое канализация, еще не знали, вместо нее были выгребные ямы, которые очищали золотари. Система водопровода тоже была несовершенной: зимой трубы часто замерзали, и чистую питьевую воду обычно привозили водовозы, а для хозяйственных нужд в каждом дворе стоял колодец. Что касается улиц, то мостить их камнем было прямой обязанностью самих домовладельцев. К сожалению, это плохо сказывалось на качестве дорог. Ямы и ухабы были обычным делом: не все добросовестно следовали царскому указу. Кроме того, неудобств добавляла несовершенная технология укладки камня — дороги часто мостили без подложки, камень оказывался прямо на земле, и из-за этого покрытие быстро приходило в негодность.
Разрушенный город
Когда грянула война 1812 года, Александр Пушкин был воспитанником Царскосельского лицея. Сокрушительного пожара, разрушившего его любимый город, он не видел, но переживал по этому поводу вместе со всеми товарищами. Впрочем, и в Санкт-Петербурге они не чувствовали себя в полной безопасности: враг, оставив Москву, мог повернуть куда угодно.
Один из экспонатов выставки — план, демонстрирующий, какой ущерб понесла Москва из-за пожара (пострадало почти 90 процентов территории). После того как армия Наполеона покинула город, его почти сразу начали восстанавливать. С тех времен остались кирки, лопаты и другие инструменты, которыми пользовались москвичи.
На выставке также представлен уцелевший фрагмент черепицы. Крыть ею крыши повелел еще Петр I, решивший приберечь железо для военных нужд. Цвет, в который должна была быть выкрашена крыша, тоже строго регламентировался: либо зеленый, либо кирпично-красный, либо дикий (светло-серый).
После восстановления Москвы императору Александру I не понравились цвета фасадов зданий — показались слишком яркими. Он издал указ, согласно которому их надлежало красить в мягкие пастельные оттенки: светло-желтые, светло-зеленые, светло-розовые.
Послепожарная «невеста»
Александр Пушкин приехал в Москву в 1826 году — из ссылки в Михайловском. Причиной возвращения стала аудиенция у нового императора Николая I. Самодержец после этой встречи остался о поэте очень высокого мнения и назвал его умнейшим человеком России.
Москву Пушкин тогда сравнил с молодой красивой невестой, которая цветет розами. То, какой стала Москва, во многом было заслугой архитектора Осипа Бове, участвовавшего в ее восстановлении. Он реконструировал часть стены у Спасской башни, разбил Александровский сад, предварительно заключив реку Неглинную в трубы, отстроил здания Манежа, Большого и Малого театров, восстановил звонницу колокольни Ивана Великого — список можно продолжать долго. Пушкину нравилось гулять по обновленным улицам, то и дело подмечая, как изменился город.
Для Александра Сергеевича это было еще и время поиска невесты. Он стал частым гостем на балах, которые в аристократических домах устраивали с декабря по март. Каждый становился настоящим событием, дамы придерживались определенных правил и тщательно готовились. Например, считалось неприличным появляться каждый год в одном и том же платье. Чтобы не тратить баснословные деньги на новые наряды, московские модницы поступали изобретательно и перешивали старые.
Судьба поэта решилась в 1828 году, когда на балу, который давал танцмейстер Петр Йогель в особняке Кологривовых на Тверском бульваре, он увидел юную Наталью Гончарову. Ей тогда было всего 16, и родители девушки с недоверием отнеслись к потенциальному жениху, который был на 13 лет старше их дочери. Александр Сергеевич получил неоднозначный ответ на свое предложение. Это привело его в отчаяние, он даже уехал из Москвы. Друзья поддерживали его и советовали не оставлять попыток. На выставке можно увидеть вещи, принадлежавшие важным для Пушкина людям. Например, инкрустированный перламутром дорожный баул князя Петра Вяземского, трость генерала и государственного деятеля Павла Киселева, кольцо мецената и коллекционера Павла Нащокина.
Наконец будущие тесть и теща дали Пушкину долгожданное благословение, и в 1831 году он обвенчался с Натальей Николаевной в храме Вознесения Господня у Никитских ворот. Поселились молодожены в доме 53 на Арбате — арендовали квартиру в пять комнат, принимали в ней многочисленных гостей и рассчитывали здесь обосноваться. Однако идиллия в Москве продлилась недолго — теща слишком уж настойчиво вмешивалась в семейную жизнь пары, последовала бурная ссора, и вскоре Пушкин с супругой перебрались в Петербург.
Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве
Выставка «Пушкинская Москва» открыта до 30 декабря.