Как московские фабрики помогали в годы Великой Отечественной войны

Сегодня Москва считается одним из ведущих промышленных центров страны. Так было и до Великой Отечественной войны. В начале 1940-х годов в городе работало свыше двух тысяч фабрик и заводов, большинство из которых к 1941 году перестроили свои производственные линии и стали выпускать лекарства, комплектующие для систем «катюш», самолеты, танки и другую военную технику.

«В этом году отмечается 79-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Существенный вклад в обеспечение Советской армии и приближение победы внесли и столичные промышленники. В августе 1941 года доля военной продукции от всего промпроизводства Москвы составляла 23 процента, а к ноябрю 1941-го достигла 94 процентов, что позволило обеспечивать фронт необходимой продукцией. В первые недели войны многим производствам пришлось быстро и радикально перепрофилироваться, промышленники учились производить необходимую в тылу продукцию и продолжали наращивать выпуск товаров общего потребления», — рассказал Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента инвестиционной и промышленной политики Владислав Овчинский.

Например, на Микояновском мясокомбинате организовали производство медицинских препаратов на основе эндокринного сырья. И если в 1942 году промышленность выпускала всего четыре вида этих препаратов, то в 1944-м их было уже 40.

Лекарства начали выпускать и на кондитерской фабрике «Рот Фронт» — из оболочки шелухи какао-бобов изготавливали медицинский препарат для лечения бронхолегочных заболеваний. На заводе в рекордные сроки освоили производство белковой массы и пасты из дрожжей, которые служили пищевыми заменителями, а также пищевых концентратов — каш и макаронной крупы.

Один из цехов предприятия перепрофилировали под выпуск сигнальных фонарей для Военно-морского флота СССР. Цех литой тары полностью приспособили для выработки примесей к взрывчатым веществам артиллерийских снарядов и пламегасителей для ракетниц.

Трудовая вахта на одном из заводов Москвы. «Дядя Саша» за работой. Фото Я. Халипа. 1942 год. Главархив Москвы

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь», кроме шоколада «Гвардейский», поставляла для сухих пайков пищевые концентраты, пламегасители для снарядов, маскирующий дым и сигнальные шашки.

Сменили профиль для обеспечения фронта и тыла и производители легкой промышленности. В цехах фабрики «Парижская коммуна» начали выпускать армейскую обувь, на швейной фабрике «Большевичка» изготавливали военную форму, на текстильном предприятии «Трехгорная мануфактура» производили ткани для обмундирования, а также парашютный шелк и шинельное сукно.

Завод № 3 (ныне — АО «Московский машиностроительный завод “Вперед”») по производству мебели и стройматериалов в 1941 году был переименован в Государственный завод № 383 НКАП. Вместе с названием изменился и профиль: здесь начали выпускать деревянные воздушные винты к самолетам, находящимся на вооружении Военно-воздушных сил СССР.

Столичное предприятие «Электрозавод» не только продолжило производить оборудование для электростанций, но и освоило в короткие сроки выпуск военной продукции: трансформаторов, противотанковых ежей, миноискателей, масловодогреек. Кроме того, на предприятии приступили к производству узлов для минометов, «катюши» и снарядов для них. В цехах «Электрозавода» ремонтировали танки Т-34.

«Все на защиту Москвы!». Фото С. Струнникова. Ноябрь 1941 года. Главархив Москвы

За годы войны Московский крекинг-завод (сегодня —Московский нефтеперерабатывающий завод) переработал 2,8 миллиона тонн нефти. Предприятие обеспечивало Красную армию дизельным топливом, автомобильным и авиационным бензином.

Завод был важным стратегическим объектом и подвергался постоянным вражеским атакам. Для того чтобы спасти производство, сотрудники соорудили фальшивый двойник в трех километрах от настоящих цехов, которые тщательно замаскировали. Именно ложный завод на протяжении 90 дней и ночей принимал на себя вражеские налеты.

Увеличивали объемы производства авиационные заводы. Например, на заводе «МиГ» ежесуточно выпускали до 25 истребителей нового поколения.

Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева занималось разработками советских истребителей Як-1. За время войны выпустили свыше 40 тысяч таких самолетов. Они были небольшими и простыми в управлении, легко выходили из штопора (когда резко меняются характеристики управляемости самолета вплоть до ее полной потери).

На Московском авиационном заводе № 22 имени С.П. Горбунова (с 1942 года — авиационный завод № 23, сейчас — Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева) к 1949 году произвели около двух тысяч бомбардировщиков Ту-2 всех модификаций.

Бомбардировщики выпускали и в Авиационном комплексе (опытно-конструкторском бюро) имени С.В. Ильюшина — Ил-4 и ДБ-3. Символом Победы стал штурмовик Ил-2 — самый массовый боевой самолет в истории авиации и воплощение выдающейся конструкторской идеи. Его броня и защищала, и работала как часть конструкции самолета.

Каждый седьмой самолет, построенный в стране, каждый четвертый снаряд, каждый третий миномет и каждый второй автомат произвели в годы Великой Отечественной войны в столице.

Блоги

Здравоохранение

Инфраструктура

Криминал

Москва

Недвижимость

Новости

Образование

Передовица

Погода

Происшествия

Россия

Фото

Экономика

Транспорт

Спорт