Алексей Михайлович и Нина Евгеньевна: в музее метро выставили портреты выдающихся работников подземки

15 мая свой день рождения отмечает самый популярный вид столичного транспорта — Московский метрополитен. Первые 13 станций заработали в 1935 году: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота», «Кировская» (ныне — «Чистые пруды»), «Дзержинская» (ныне — «Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская»), «Парк культуры», «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад»), «Арбатская» и «Смоленская».

За 84 года московское метро значительно выросло. Сейчас в его составе 261 станция, каждый день этими станциями пользуются более 8,5 миллиона человек.

Специально к празднику музей Московского метрополитена организовал выставку. В экспозиции собраны уникальные комплекты форменной одежды от 1935 года до наших дней, головные уборы, знаки различия. Кроме этого, в этот день в музее заработал новый тренажер, который полностью имитирует движение по одной из наиболее востребованных линий метро — Таганско-Краснопресненской.

Особое место на выставке занимают два уникальных портрета. На них изображены отличившиеся работники прошлых лет, или, как их называют специалисты музея, «люди, которые сделали московское метро».

Алексей Михайлович и Нина Евгеньевна

Это классические парадные портреты, написанные в 1969 году. Изображения выдающихся представителей разных профессий вообще были, по словам работников музея, довольно распространены в то время. На первом портрете авторства Людмилы Скубко-Карпас — машинист электропоезда Алексей Белов. Или, как называют его здесь, Алексей Михайлович.

«У него без преувеличения был дар. Это человек, который чувствовал состав спинным мозгом. Все тонкости работы ему давались с легкостью. Более того, он чувствовал неполадки в составе еще на подходе к депо», — рассказывает Константин Черкасский, директор музея.

Алексей Белов пришел работать в метро сразу после Великой Отечественной войны. Он начал с самой обычной должности — работал помощником машиниста, после стал машинистом, затем — машинистом-инструктором, наставником для коллег, был отмечен орденом Ленина и званием Героя Социалистического Труда. До сих пор некоторые сложные участки пути молодые специалисты проходят так же, как это делал их предшественник с портрета.

«Понимаете, метро развивается, меняется система и подвижной состав, но человек настолько предугадал, прочувствовал все это, что до сих пор его методами пользуются. И это прекрасно, что память о нем сохранилась не только в рассказах, но и в живописи», — объясняет Константин Черкасский.

Второй портрет — работа Григория Московченко. На нем изображена женщина в форменном красном берете. Это Нина Черняева (для всех — Нина Евгеньевна), кавалер ордена Трудового Красного Знамени и ударник коммунистического труда. Почти всю жизнь она проработала на станции метро «Площадь Революции». Начинала контролером в 1945 году, а после дослужилась до дежурного по станционному посту централизации.

«Она не только была профессионалом высокого класса, но и старалась помогать коллегам, была активным общественным деятелем», — рассказывает директор музея.

50 лет на двоих

Картины, созданные ровно полвека назад, долгое время хранились в запасниках музея. Ко дню рождения Московского метрополитена их решили отреставрировать и показать публике.

Полотна попали в руки профессионалов (кстати, тоже работников метро) чуть больше трех месяцев назад. К этому времени холсты на углах истерлись и пошли бахромой, краски потемнели, обветшали оригинальные рамы. Работать реставраторам приходилось практически без перерывов и выходных. Когда добрались до оборота картин, сделали еще одно открытие. На пожелтевшем бумажном прямоугольнике рядом с именем автора обнаружили цену — 800 советских рублей.

«По тем временам это довольно внушительная сумма», — отмечает Константин Черкасский.

Первыми, кто увидел отреставрированные портреты, стали посетители праздничной выставки в музее и центре профориентации метрополитена на станции «Выставочная». После картины займут свое место в постоянной экспозиции.

Блоги

Здравоохранение

Инфраструктура

Криминал

Москва

Недвижимость

Новости

Образование

Передовица

Погода

Происшествия

Россия

Фото

Экономика

Транспорт

Спорт